Прeдсeдaтeль кoмитeтa Гoсдумы пo прoмышлeннoсти и тoргoвлe Влaдимир Гутeнёв в интeрвью RT рaсскaзaл o прoизoшeдшиx в уxoдящeм гoду зaкoнoдaтeльныx измeнeнияx в сфeрe высoкoтexнoлoгичнoй прoмышлeннoсти РФ. Дeпутaт нижнeй пaлaты пaрлaмeнтa пoдeлился свoим взглядoм нa ситуaцию в aвиaoтрaсли, стaнкoстрoeнии, прoизвoдствe прeпaрaтoв oт COVID-19, a тaкжe нa прoцeсс дивeрсификaции oбoрoннoгo кoмплeксa Рoссии.
— Влaдимир Влaдимирoвич, xoтeлoсь бы нaчaть нaшу бeсeду с пoдвeдeния итoгoв в сфeрe зaкoнoдaтeльствa. Кaкиe вaжнeйшиe, нa вaш точка (зрения, для прoмышлeннoсти РФ зaкoнoпрoeкты были приняты Гoсдумoй в этoм гoду?
— В 2021 гoду, нeвзирaя нa нoвую вoлну пaндeмии COVID-19 и нoвыe вызoвы, стoящиe пeрeд прoмышлeннoстью, Гoсдумoй внeдрялись нoвыe мexaнизмы, a тaкжe дoрaбaтывaлись ужe сущeствующиe инструмeнты пoддeржки рaзличныx oтрaслeй.
Тaк, с 1 янвaря 2021 гoдa вступили в силу зaкoнoдaтeльнo oфoрмлeнныe нaми в прoшлoм гoду трeбoвaния o выполнении заказчиками минимальной доли закупок отечественных товаров. Итоги работы вслед прошедший год еще показали позитивную динамику. Тоннаж закупок товаров в Российской Федерации в целом составил 7,175 трлн рублей, изо них российского производства — 5,465 трлн рублей. Сие 76,2%, в 2019 году знак находился на уровне 50%. По причине данному механизму число производителей, желающих присоединиться в реестр российской промышленной продукции, увеличилось в три раза. Получи конец этого возраст в нём находится паче 120 тыс. товарных позиций.
Предприимчиво заработал по сути преобладающий стимулирующий механизм инвестиций в торговый сектор — СПИК 2.0 (специально предназначенный инвестиционный контракт — барабан промышленной политики, наставленный на стимулирование инвестиций в промышленное хозяйство в РФ на долгосрочной основе. — RT).
Его законодательная тр прошла в 2019 году. Возлюбленный предусматривает фактически срывание вектора в сторону развития и передачи в достаточном объёме новых технологических компетенций. Сие означает, что вкладчик капитала в рамках инвестиционного проекта обязан создать и/или внедрить современную технологию ради изготовления в РФ продукции, конкурентоспособной получи мировом рынке. Библиография современных технологий уж включает 710 единиц в области разным отраслям промышленности.
В ноябре был принят законоположение о внесении изменений кайфовый вторую часть Налогового кодекса РФ, которым предусмотрены новые подходец к обложению налогом предприятий металлургической отрасли. В законопроекте пароли была сделана для введение акциза, а применимо для тычком интегрированных промышленных корпораций. Одначе для машиностроительных предприятий, которые работают с жидкой сталью (немного спустя, где есть электропечи), доходность с акцизами могла бы убечь в отрицательную зону. Ко времени окончательного принятия законопроекта посчастливилось внести необходимые поправки присутствие поддержке Минпромторга и решить из-под акциза машиностроительные и оборонные предприятия.
Целое это наряду с регуляторными механизмами поддержки позволило отечественной промышленности с минимальными потерями (а в некоторых отраслях и со значительным ростом) огрызаться вызовам 2021 лета.
— Многие эксперты соглашаются, будто уходящий год был противоречивым на российской военной и гражданской авиации. С одной стороны, был достигнут основной прогресс в разработке и модернизации различных образцов авиатехники, с прочий — произошло один или два крупных катастроф. Самой резонансной трагедией, может быть, стало крушение опытного образца Вилайет-112В в Подмосковье. Ась? на сегодня происходит с отечественной авиацией?
— Начну с гражданского авиастроения. Эволюция данного сектора остаётся одним с важнейших приоритетов для того России с её огромной территорией. И наш брат видим, что авиапром РФ динамично развивается, готовит к серийному выпуску целую линейку новых воздушных транспортных средств. Накануне 2030 года запланировано выпускание около 700 воздушных судов и больше 430 вертолётов. Промежду них новый туземный лайнер МС-21, оборудованный двигателем ПД-14 российского производства. Бери выходе легкомоторные самолёты «Сибирское) море» и Ил-114.
Дальнейшее шаг вперед получает среднемагистральный SSJ-100. Чтобы расширения сети региональных маршрутов ранее поставляются 19-местные самолёты L-410. Поглощать все основания мыслить, что задача, поставленная главой государства, пора и честь знать выполнена в полном объёме. Значительную сумму для эту программу предполагается обособить из Фонда национального благосостояния.
Авиапромышленный ансамбль постоянно работает надо совершенствованием текущих программ и созданием новых образцов, в часть числе в военной сфере. Возьмем, в конце этого годы Объединённая авиастроительная гильдия (ОАК) госкорпорации «Ростех» в первый раз показала беспилотник С-70 «Хлебом не корми лишь бы», оснащённый плоским реактивным соплом, которое обеспечивает дополнительное спад заметности комплекса, и новым наземным пунктом управления. В этом БПЛА сконцентрированы передовые актив предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие послужить гарантией функциональные возможности, невыгодный уступающие немногочисленным иностранным аналогам, а по мнению ряду параметров и превосходящие их.
Подобно как касается крушения опытного образца Баткак-112В в Подмосковье — сие трагическое исключение с правил. Высказано несть мнений о причинах авиакатастрофы, хотя уж точно без- стоит видеть в ней провал российской авиапромышленности. Держи сегодняшний день успешно проходят лётные испытания некоторые люди отечественные разработки и весь век они имеют благоденственный исход.
— В этом году ми довелось побывать получай нескольких заводах ОДК. Сильнее всего интересовала замес с двигателем ПД-14. Т. е. известно, наши конструкторы его сейчас полностью доделали, да заказы на изготавливание пока очень скромные изо-за неопределённой ситуации с МС-21. Никак не могли бы ваш брат рассказать, как решаются вопросы импортозамещения согласно элементам этого самолёта? Перестань ли увеличен портфельчик заказов на него и разве да, то кое-когда?
— На настоящий день все зарубежные участники программ МС-21 и SSJ-100 выполняют взятые получи себя обязательства. Был минута, когда после введения санкций для материалы для композитного «чёрного крыла» наша сестра были вынуждены в сжатые сроки шук пути решения. Наши промышленники успешно с сим справились. Более того, употребление запатентованной в России технологии вакуумной инфузии позволило предпринять крыло большого удлинения и улучшенной аэродинамики.
МС-21 из этого явствует на рынок с двумя типами двигателей, который повышает его конкурентные достижения и устойчивость к возможным изменениям ситуации, связанным поскорее с политическими, нежели с экономическими факторами. Первые воздушные свида МС-21-300 будут поставляться с американскими двигателями PW1400G. МС-21-310 с российским двигателем ПД-14 проходит испытания в Жуковском. Быть этом важно выдвинуть на первый план, что изначально интеграторы ключевых систем самолёта, в часть числе разработчики бортового радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения, — сие российские компании.
Сформированный портфик заказов на МС-21 обеспечивает вступление серийного производства и позволяет найти применение кооперацию в ближайшие годы. Шеренга российских авиаперевозчиков заинтересован в приобретении самолёта. Первые цифра воздушных судов предполагается распространить авиакомпании «Ансамбль пляски Советской Армии» уже в 2022 году, с них четыре без задержки находятся в цехе окончательной сборки.
Посредь тем наращивание портфеля заказов возьми сегодняшний день безграмотный самая приоритетная чайнворд. Главное — сие наладить поставку первым эксплуатантам.
Не далее как МС-21-300 успешно завершил испытательную лётную программу и ранее в скором времени получит отвес типа (документ, размеряющий типовую конструкцию воздушного судна и обоснующий её соответствие государственным нормам. — RT). Президент Союза машиностроителей России, вождь госкорпорации «Ростех» Сергуся Чемезов отметил, точно это свидетельство победы по-над западными санкциями.
Нате данный момент проходит лётные испытания МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14. Заодно должны быть решены вопросы послепродажной поддержки, нежели ОАК и другие холдинги «Ростеха» вот-вот активно занимаются. Сие позволит создать надёжную базу интересах формирования новых заказов нате МС-21 через российских, а затем и с зарубежных компаний.
— Каковы планы на будущее завершения импортозамещения согласно SSJ-100?
— Проект создания обновлённой платформы самолёта SSJ-100 реализуется. Тест — сделать сие обновление так, (для того оно было сделано с использованием оборудования нового поколения с функциями, дающими побольше высокие возможности самолёту.
Имеющий наибольшее значение элемент — новешенький двигатель ПД-8. ОДК по-над ним работает, нефтянка создаётся. К разработке систем привлечены российские компании, раньше всего входящие в «Ростех». Средь них КРЭТ и «Технодинамика». Трендец контракты с отечественными компаниями-разработчиками, с производителями оборудования, систем и агрегатов заключены и реализуются.
Считаю важным, ась? авиастроители при осуществлении данного проекта выстраивают сольватация с потенциальными заказчиками таким образом, с целью с самых ранних стадий создания самолёта сообразиться все потребности авиакомпаний и дай вам на выходе получился то есть тот продукт, который-нибудь будет востребован рынком.
— В свете пандемии COVID-19 не приходится обойти тему медицины. Смогла ли российская занятие адаптироваться к потребностям врачей и населения в сфере борьбы с коронавирусом?
— Бесспорно, да. Промышленность в целом сумела повить возросшие потребности системы здравоохранения точно по антиковидной номенклатуре. Теперича многие предприятия задействованы как у себя дома в борьбе с пандемией. Ровно по данным Минпромторга РФ, принятые планы позволили в кратчайшие сроки выковать значительный резерв мощностей за всем средствам индивидуальной защиты и дезинфекции. Больницы в полной мере обеспечены необходимым медицинским оборудованием — ИВЛ, УЗИ, компьютерными томографами и др.
По пунктам массовое производство задание-систем. Кроме того, предприятиями незамедлительно перестроены технологические контуры под выпуск паче 20 лекарственных средств чтобы борьбы с инфекцией и налажено выделывание четырёх вакцин.
Совместно на 12 площадках свершено свыше 300 млн комплектов полных доз. Потребности в вакцинации российского населения закрыты со значительным запасом. Окр того, мощности производства позволяют оснащать российской вакциной наших зарубежных партнёров. Соглашения о поставках вакцины заключены у России с 63 странами. К настоящему времени экспортировано паче 100 млн доз вакцины через COVID-19 в 55 стран таблица.
Вместе с тем больших усилий, а иной раз и ручного управления потребовало приговор задачи по снабжению больниц медицинским кислородом. В ряде регионов имели уголок случаи перебоев с его поставками. Вот избежание подобных явлений руководство РФ приняло вердикт о софинансировании закупок 177 кислородных станций с концентраторами изрядный мощности для медицинских учреждений 51 региона России.
— Ахиллесовой пятой нашей промышленности является станкостроение. Между Востоком и Западом способна выпускать токмо небольшой спектр средств производства. Более чем достаточно оборудования по-прежнему закупается ради рубежом, хотя угрозу новых санкций ни один черт не отменял. Как делается нашим государством, дай тебе исправить такое позиция дел? Или России мало-: неграмотный стоит опасаться запрета Запада получи и распишись поставку зарубежных станков?
— В «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности возьми период до 2035 лета», принятой правительством РФ в ноябре прошлого годы, было отмечено, фигли текущий объём производства металлообрабатывающего оборудования (минуя учёта инструментальной продукции) оценивается в 16,7 млрд рублей, ась? закрывает лишь 17% внутреннего спроса. В 2016 году таковой показатель составлял 8%. Инвестиция станкостроения в ВВП составляет 0,02%, зачем в 10—12 разочек ниже, чем у основных стран — лидеров в области производству станков, таких что Китай, Япония, ФРГ. Это пока воистину одно из наших слабых мест.
Гурьбой с тем считаю, что-что отечественное станкостроение — сверху пороге больших перемен. В частности, «Ростех» намерен сделать настоящую революцию нате рынке промышленного оборудования, отвоевав у иностранцев подобно ((тому) как) минимум его половину к 2030 году.
По осени госкорпорация объявила о создании холдинга со специализацией в области разработки и производства тяжёлого обрабатывающего оборудования и инструмента с целью промышленности. В его товарняк войдут станкостроительные авуары «Ростеха»: «Станкопром» и его дочерние организации, НИТИ «Улучшение», БелЗАН, «Убежище», а также прокос других компаний — производителей станочного оборудования, движение которых сейчас носит неполный характер.
Сергей Чемезов раньше отметил, что шаг вперед собственных станкостроительных активов входит в топ-5 первоочередных задач госкорпорации, имеющих ради страны критически важное спица в колеснице.
Объединение предприятий этой отрасли в единую структуру позволит оптимизировать производственные процессы, стечься на развитии высокотехнологичных продуктов, разработке новых технологий в станкостроении и металлообработке.
— И последнее — изменение оборонного комплекса. К 2025 году большая часть гражданской продукции в этом секторе должна устроить 30%, а к 2030 — 50%. Сколь(ко) реально достичь таких показателей? Наблюдается ли поуже сейчас какой-ведь положительный эффект ото диверсификации?
— Масштабные задачи, которые ставил директор России Владимир Путин в области ускоренному перевооружению армии, посчастливилось успешно реализовать. Вдобавок по некоторым проектам и целому ряду вооружений с опережением письмо.
Вместе с тем верх гособоронзаказа пройден и его объёмы потихоньку будут сокращаться. То верно, на эти ожидание могут повлиять безответственные поведение стран НАТО и поведение США, которая направлена бери противодействие РФ в соответствии с линии военно-технического сотрудничества. Гипертония, которое оказывает Город на берегах Потомака, будет только прибывать.
Программа-минимум ровно по диверсификации заключается в импортозамещении получай внутреннем рынке, а наибольшее количество — это горжа с гражданской наукоёмкой продукцией с высокой добавленной стоимостью в внешние рынки на свой страх и риск или в кооперации с другими странами. Линеечка гражданской продукции отечественного ОПК — самая разнообразная, возлюбленная затрагивает нефтегазовую, транспортную, авиакосмическую, судостроительную, радиоэлектронную, медицинскую и часть отрасли.
Показатели в этой сфере, определённые главой государства, невзирая на все нынешние невзгоды и вызовы, достижимы. Принят полоса законов в интересах диверсификации, реализуются мероприятия, связанные с использованием финансовых и нефинансовых инструментов господдержки данного процесса.
И сие приносит положительные результаты. Эдак, в начале декабря вице-актер Юрий Борисов отметил, что-что доля гражданской продукции в ОПК в 2021 году может докатиться 28%. Напомню: вдоль итогам 2018 лета она составила 20,9%, в 2019 году — 24,1%, в 2020 году — 25,6%.
Убирать предприятия, которые успешно реализуют проекты в рамках диверсификации своего производства и поуже либо превысили назначенный рубеж, либо в подходе к нему.