Aмeрикaнскиe учeныe утвeрждaют, чтo у 25% мужчин, кoтoрыe принимaют финaстeрид (Proscar) и дутaстeрид (Avodart) при дoбрoкaчeствeннoй гипeрплaзии прeдстaтeльнoй жeлeзы (aдeнoмe простаты), эти препараты неэффективны.
Но при этом остаются многочисленные и не до конца изученные долговременные риски, которые касаются и мужчин, принимающих их при андрогенной алопеции (облысении по мужскому типу).
Таковы выводы проведенного недавно международного исследования, которым руководил Abdulmaged Traish, профессор урологии и биохимии Медицинской школы Бостонского университета (США).
В статье, опубликованной на страницах Endocrine Reviews and Metabolic Disorders, профессор пишет, что финастерид и дутастерид отрицательно влияют на сексуальную функцию, приводят к инсулинрезистентности, депрессии и ухудшению мышления у миллионов пациентов, во многих случаях не давая ожидаемого терапевтического эффекта.
Оба лекарственных вещества, финастерид и дутастерид, относятся к семейству ингибиторов 5-альфа-редуктазы. Они подавляют процесс превращения мужского полового гормона тестостерона в более активный дигидротестостерон, что способствует уменьшению объема предстательной железы при аденоме и нормализует мочеиспускание.
Серьезную обеспокоенность специалистов вызывают сообщения о негативном влиянии ингибиторов 5-альфа-редуктазы на сексуальную функцию, но научные данные по этому вопросу остаются противоречивыми. В США утвержденные инструкции к финастериду содержат предупреждение, что у 10% пациентов препарат вызывает потерю/снижение либидо, а у 18% — эректильную дисфункцию. Из-за указанных эффектов некоторым мужчинам даже приходится останавливать терапию.
Последние выводы исследователей опровергают утверждение, будто бы сексуальные побочные эффекты этих препаратов развиваются в первые полгода лечения, а затем все возвращается к норме. Профессор Traish поясняет, что механизм воздействия ингибиторов 5-альфа-редуктазы на сексуальную функцию, скорее всего, многогранный, связанный «с воздействием на дигидротестостерон, на центральную и периферическую нервную систему».
Помимо этого, ученые предположили, что ингибиторы 5-альфа-редуктазы можно применять для химиопрофилактики рака предстательной железы, но данные пока неоднозначные. Также ученые отметили, что потенциально серьезные побочные эффекты со стороны сердечнососудистой системы «заслуживают особого внимания».
«Подавление активности фермента 5-альфа-редуктазы может приводить к инсулинрезистентности, сахарному диабету 2 типа, заболеваниям сосудов и остеопорозу, но эти данные не окончательные. До сих пор ограничены данные о влиянии ингибиторов 5-альфа-редуктазы на психоэмоциональную сферу, но есть сообщения о возникновении симптомов депрессии у мужчин, которые принимают эти препараты», — говорится в статье.
Кстати, не так давно Национальный институт здоровья США добавил в Реестр генетических и редких заболеваний так называемый постфинастеридовый синдром (post-finasteride syndrome, PFS), четкие диагностические критерии которого пока окончательно не утверждены.
Эксперты NIH предупреждают, что о долговременных рисках финастерида и дутастерида до сих пор известно недостаточно, призывая ученых активнее работать в этом направлении, а врачей – регистрировать и сообщать о необычных явлениях у пациентов, получающих эти препараты.